историко-исследовательский центр
8 (846) 205-05-22

Объединяя былое и грядущее...
Заказать звонок

19.08.2016

Календари и памятные книжки Самарской губернии – источники по проблемам социально-экономического развития.

Таким образом, доход губернского земства от торговых документов колебался в рассматриваемые годы от 1,8% до 8,2%, имея тенденцию к понижению.

Одним из источников сведений о жизни торговой Самары является реклама.

Рекламные объявления позволяют узнать предпочтения самарских торговцев, спектр товаров и услуг, пользовавшихся спросом на рубеже веков, установить долю самарского, иногороднего и губернского купечества в торговой сфере города Самары.

В 1896 году опубликовано 55 рекламных объявлений. Самарским купцам принадлежит 19 объявлений (34,5%). Все подавшие объявления купцы принадлежали ко второй гильдии. Из объявлений видно, что самарским купцам принадлежало четыре магазина колониальных и гастрономических товаров, три магазина тканей и полотен, меховой магазин, мебельный, два галантерейных магазина, магазин одежды и обуви, техническая контора и т.д. Держали в Самаре магазины и купцы из других губерний: казанский первой гильдии купец (меховой магазин), симбирский первой гильдии купец (ткани), хвалынский первой гильдии купец (чайный магазин). Среди поданных объявлений большинство принадлежало владельцам магазинов одежды и обуви, головных уборов и портновских мастерских – 10 (18,1%) , на втором месте по количеству рекламных объявлений находились торговцы колониальными и гастрономическими товарами (чаи, табак, вина, кофе, сахар и т. д.) – 7 (12,7%), магазины, торговавшие тканями и полотнами, находились на третьем месте – 4 объявления (7,2%). Кроме того, в Самаре функционировало две технические конторы и магазин, поставляющий сельскохозяйственную технику.

В 1897 году в «Календаре…» опубликовано 124 рекламных объявления. Число объявлений самарских купцов выросло до 28 (22,5%), но их доля снизилась. Большая часть объявлений принадлежит торговцам, не входившим в самарское гильдейское купечество.

По количеству рекламных объявлений в 1897 году лидируют магазины и мастерские, осуществляющие продажу и изготовление одежды и обуви – 10,4% (13), вторую позицию занимают   технические конторы и магазины, продававшие и поставлявшие различное оборудование и технику, производимую механическими и литейными заводами, а также осуществлявшие монтаж водопровода и канализации – 9,6% (12). Объявления торговцев, занимавшихся торговлей колониальными и гастрономическими товарами, составляют 7,2% (9).

Значительная часть рекламных объявлений – объявления иногородних представителей торгового сословия Самарской губернии – 21: Мелекес - 3, Бугуруслан - 5, Балаково - 5, Бузулук - 1 и т.д.

Последний отдел, рассмотренный автором в «Календарях…» - Список учреждений и чинов Самарской губернии и уездов. Здесь автор рассматривает состав самарских общественных учреждений и обществ с точки зрения социальной принадлежности их членов к самарскому торговому сословию.

В «Календаре…за 1895 год» обозначено 31 учебное заведение, в 11 из них попечителями и смотрителями состояли именитые самарские купцы и их жены: в Городском четырехклассном училище почетным смотрителем состоял потомственный почетный гражданин самарский купец первой гильдии А.Г. Курлин. В попечительский совет Самарской женской гимназии входили самарские купцы: А.С. Злобин, В.Е. Жуков. Купцы являлись также попечителями многочисленных приютов, сиротских домов и богаделен.

В должности директора Общественного Банка состоял А.С. Злобин, товарищи директора Я.И. Попов и Я.И. Гужев. Члены Учетного Комитета: С.Г. Дьяков, С.М. Маликов, О.Е. Юрин, В.Е. Жуков, В.Е. Буслаев, Л.Д. Жуков.

Самарские купцы входили в наблюдательный комитет Городского общества взаимного от огня страхования. Правление Самарского Биржевого комитета полностью состояло из купцов.

Под председательством представителей торгового сословия города Самары находились  различные общества. Например, Окружное правление общества спасения на водах, Самарское общество охотников конского бега (И.Г. Курлин, С.И. Аржанов, И.И. Шихобалов), Самарское Общество велосипедных любителей и т.д.[19]

О роли и значимости купцов в жизни торговой Самары говорит и такая деталь: из 160 абонентов (частные лица и учреждения) Самарской телефонной станции 45% (72 номера) составляли  самарские купцы и их предприятия.[20]

В пункте Общественные учреждения приводятся списки гласных Городской Думы, что также может являться предметом анализа роли купечества в общественной жизни города.


Страница 5 - 5 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все

Возврат к списку