историко-исследовательский центр
8 (846) 205-05-22

Объединяя былое и грядущее...
Заказать звонок

22.08.2016

САМАРСКОЕ КУПЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ XIX – XX вв.: ЧИСЛЕННОСТЬ, ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОЙ СОСТАВ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ

      Автором проанализирован половой состав гильдейского купечества. В 1890 г. в первой гильдии женщины отсутствуют. Во второй гильдии 10 купчих (6%). В 1895 г. в первой гильдии появляется 1 женщина (4,4%); во второй – 5 (3,2%). В 1899 г. наблюдается значительный рост лиц женского пола: в первой гильдии – 3 женщины (14,3%), во второй – 13 (7,3%). В 1904 г. в первой гильдии остается 2 купчихи (9,1%), во второй число женщин возрастает до 15 (9,3%). В 1910 г. резких изменений не происходит: в первой гильдии 3 женщины (14,3%), во второй – 15 (11,5%).[16] Как правило, купчихами становились вдовы купцов, желавшие продолжить их дело. Анализ ведомостей показал наличие женщин в гильдейском купечестве, однако их количество не является значительным.   

      Обратимся к рассмотрению третьей тенденции, касающейся вероисповедания купечества.

       В ведомостях 1890 года отсутствуют отметки о вероисповедании членов первой и второй гильдии, поэтому автором были использованы сведения, содержащиеся в документах, относящихся к последующим годам. Удалось установить вероисповедание купцов первой гильдии: к православной вере принадлежало 8 человек, старообрядцев различного толка - 2 человека, лютеран - 1 человек                

     Поскольку, начиная с 1895 г., в ведомостях каждый купец записывал собственное вероисповедание, представляется возможным нарисовать точную картину роста или убывания купцов той или иной веры. Для первой гильдии на протяжении изучаемого периода характерно убывание купцов православного вероисповедания: 1895 г. – 17 человек (73,9%), 1899 г. – 14 (66,6%), 1904 г. – 9 (41%), 1910 г. – 6 (28,6%). Аналогичная ситуация складывается и для купцов-старообрядцев различного толка: 1895 г. – 2 человека (8,7%), 1899 г. – 1 (4,8%); в последующих годах купцы старообрядцы отсутствуют. Однако положение с   представителями иудейского вероисповедания отличается в корне: 1895 г. – 3 человека (13%), 1899 г. – 4 (19%), 1904 г. – 11 человек (50%) и в 1910 г. – 14 человек (66,6%) то есть более половины членов первой гильдии (см. Приложение №3). Для второй гильдии ситуация складывается аналогично. Наблюдается сокращение купцов православного вероисповедания: со 128 человек (81,5%) в 1895 г. до 99 (76,2%) в 1910 г. Количество старообрядцев достаточно стабильно и изменяется в пределах 3,9% - 5,6%. Для лиц иудейского вероисповедания характерен довольно значительный рост с 3,2% в 1895 г. до 10% в 1910 г., но они не имеют превосходящего положения, наблюдаемого в первой гильдии ( см. Приложение №4). 

       Ряд дел позволяет делать выводы о социальной мобильности самарского купечества. Первое дело подобного рода относится к 1872 г. и содержит данные «…о причислении и исключении купцов г. Самары». По гильдейскому списку к 1872 г. состояло 249 человек, вновь причислено – 21, вновь объявивших капиталы купеческих родственников – 5; убыло по не возобновлению купеческих свидетельств – 15, умерло – 2, перечислено в другие города – 5. Всего купцов, выбывших в мещане по разным причинам – 30 человек, умерло – 12. В текущем году в самарское второгильдейское купечество причислено 13 мещан, 3 крестьян. [17]. Здесь содержатся данные по вероисповеданиям самарских купцов, включая секты, род занятий самарского купечества. Подлежали смещению в мещане 30 купцов не объявивших капиталы и 56 душ купеческих родственников.[18] По смерти исключено 9 начальников семейств и 5 родственников.[19]


Страница 6 - 6 из 11
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец Все


Возврат к списку